Приходо-расходные записи 1834 и 1835 гг. <2>

Распечатать Распечатать

Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты. — 1935.
Приходо-расходные записи.

18.

Приходь

   

Разходъ

 

июня 8го изъ Болдина ——

400

апреля 6го,  за домъ

666

———16го оброку

30

———   9го,  дано

200

———2го2 за залож. 74 душъ

Мая      24го   ——

100

за вычетомъ долгу

13,200

——     30го   ——

200

октября 4го оброку

200

июня       4го   ——

50

ноября 21го оброку

30

——       6го   каретнику

678

13,860

——       8го   дано

150

——       9го   ——

350

         того    же

50

июля 3го портному

50

августа 14го   за перев. меб.

35

——— 16го   въ дер. посл.

500

——— —— за домъ

166

октября 22го въ дер.

500

ноября 1го людямъ за чет.

мес. ——  ——  ——  ——

168

———  18го въ дер

350

декабр.  4го   людямъ

40

дек.        21го дано

150

5 377

4,403

800

[3 877]

 1

За брата Л. С.

———

————

апреля 29го за квар. Энг.

1,330

——— —— въ рестор. Энг.

260

июля 20го Дюме

220

—— ——   дано

280

—— ——   въ Варшаву

837

дано въ дорогу

950

3,877

   

5,377

     

3

[1 500]

За Л. С.

[5377]

[Разходъ]

3,877

891

———

————

Сент. 1го

16,268

Портному ——  ——  ——

391

1 230

Дек. 2го купленъ вексель

————

въ 10,000 за

2,500

15 038

———

[8,268]

6,768

————

1,500

15 030

———

1 230

8,268

————

—————————————

15,030

13,800

всего разходу

12,271

3877

1570

старого долгу  ——

550

1391

1114

———

——

[нрзб]

500

2,684

———

——

[]

5768

[12,821]

[14,00]

Впередъ взято мною изъ до

ходовъ —————————3,000  мои.

——

——

————————————

На  Бр.  Льва  вышло,  6768 —————— Этими  деньгами

получилъ онъ 1500 рубл. ассиг. и  заплачено

12,768

долгу ——

[1]

12,288

4,000

5835

——— 

6768

950

18,123

————————

280

2,500

3

———

——— 

Бекл.

500

7

——

12,30

20,623

——————

Пр. Ал.

2,000

[100]

4 403

6

5,835

дано

765

[100]

[2 400]

[8 800]

——

495

5835 

550

20623

1500

——

700

6

———

——

800

 14,623 

12 288

——

575

———

5835

Примечания

Записи сделаны на листе (две страницы) голубоватой почтовой бумаги большого формата с водяным знаком: «А. Г. 1826», хранящемся в ПБЛ, куда лист поступил от Н. И. Тарасенко-Отрешкова (см. РП, № 123, стр. 43). Единственный раз напечатано и факсимильно воспроизведено Щеголевым в ЩМ, 219—222.

В начале апреля 1834 г. Пушкин, спасая от разорения отца, мать, сестру и брата, вынужден был взять на себя управление имением и вообще вести денежные дела семьи. В деньгах, которыми Пушкин распоряжался, он должен был отчитываться, для чего и была заведена им специальная тетрадь «Щетов по части управления Болдина и Кистенева». В тетради этой записи приходов и расходов производились с 6 апреля 1834 г. по 20 июня 1835 г.

Одновременно с записями в тетради Пушкин вел записи на отдельном (первом) листке. С этого листка Пушкин в конце декабря 1834 г. (не ранее 21-го и не позднее 27-го) все записи переписал на второй листок, выделив в конец расходы на Льва Сергеевича и подведя итоги, для чего сделал ряд подсчетов. Нужно сказать, что в последних Пушкин делал очень часто ошибки, так что с бухгалтерской точки зрения все его записи малого стоят. Так, в тетради Пушкин записывает, что всего расходов с 6 апреля по 9 июня, «кроме долгу 3924 р.», а в действительности расходов в тетради записано 3984 р., если не считать 50 р., израсходованных 9 июня.

В следующем итоге — по август 1834 г. — Пушкин, правильно записав (в тетради), что «приходу 13 230 руб.», пишет: «разходу 3088 р. да забранные вперед 4070». Первая сумма получается, если считать, что Льву Сергеевичу 20 июля было выдано 380 р., как было у Пушкина первоначально записано. Но потом Пушкин исправил «380 р.» на «280 р.», и, таким образом, итог оказался неверным. Непонятно, как получилась сумма в 4070 р. «забранных вперед» денег, то есть, денег, которые тратил Пушкин из собственных средств до получения денег за заложенные в Опекунском совете души. Но если и принять ее, показанный Пушкиным остаток в 6042 р. неверен: остаток был 6072 р.

В итогах приходов и расходов с 6 апреля по 1 ноября 1834 г. Пушкин в первом листке делает две ошибки. Выведя сумму приходов в 13 830 р. (13 890 — 60 р., задержанных в ломбарде), а сумму расходов в 8131 р., Пушкин записал (сбоку): «Остается 5709», тогда как должно бы остаться 5699.

В этой же боковой записи Пушкин утверждает, что если уплатить долги Беклемишеву и П. А. Осиповой, то останется «еще 1229 рубл.», тогда как на самом деле оставалось бы 1289 р.

Для полного уразумения записей Пушкина нужно еще принять во внимание, что они касаются лишь денег, прошедших через его руки. Из доходов Болдина к Пушкину поступала незначительная часть, большая же часть этих денег шла непосредственно в Опекунский совет на уплату процентов за многократно заложенные и перезаложенные души. Но, вводя эти деньги в сумму тех, в которых он должен был отчитываться перед родными, Пушкин записывал их особо в тетради. Таковы записи в тетради в конце 1834 г.: «В конце декабря из доходов Болдина», и в начале 1835 г.: «11,114 рублей в феврале заплочены».

Почти ко всем записям реальный комментарий дан Щеголевым в ЩМ. Здесь (стр. 128—129, 136—137, 138—142) выдержками из семейной переписки Пушкина и деловыми документами вскрыто значение записей об уплате долгов Льва Сергеевича: «за брата Л. С. за дом Энгельгарда», «за него же в ресторацию», «Дюме за Л. С.», «дано ему же», «в Варшаву за Л. С.». «дано в дорогу», «за Л. С. Беклемишева», «куплен вексель в 10 000», выяснено, что записи «за дом» говорят об уплате за квартиру в семь комнат, которую наняли родители Пушкина в ноябре 1833 г. в доме Ефремова у Пустого рынка, что записи «людям» означают выдачи харчевых прислуге Пушкиных, остававшейся в Петербурге во время пребывания стариков в Михайловском, где они жили с июня до декабря, и т. д.

Сноски

1 Описка, вместо: июля.

2 Описка, вместо: 20.